понеділок, 27 лютого 2017 р.

5 причин популярности воспитания, основанного на чувстве стыда




Почему взрослые так часто манипулируют детьми?
Несмотря на тонны издаваемой правильной литературы в нашем обществе до сих пор пользуется популярностью метод воспитания, основанный на формировании в ребёнке чувства стыда. Стыда за свои неправильные поступки, за грубые слова, за непредсказуемые реакции. В чём же причина популярности такого метода?

1. Родители не знают, что можно воспитывать по-другому
Этим часто грешат представители более старшего поколения, особенно бабушки и тёти. Но и более молодые родители до сих пор пребывают во власти расхожего заблуждения, что если ребёнка не стыдить, то он не научится вести себя правильно и уважать старших.
«Не подходи ко мне, я обиделась», «Как тебе не стыдно так вести себя на людях», «С тобой никто не захочет дружить, если ты будешь продолжать так разговаривать». Эти высказывания направлены на формирование в ребёнке чувства стыда, исходя из которого он должен поменять своё поведение.

2. Эффективность в изменении поведения ребёнка
Поскольку дети очень привязаны к близким им взрослым, такой манипулятивный способ воздействия, как стыд, действительно меняет поведение ребёнка. Из боязни разрушить установившиеся связи ребёнок готов меняться, но это не его желание, а лишь потребность в восстановлении контакта со взрослым. Одновременно с этим в ребёнке нарастает чувство «нехорошести», критичности по отношению к себе. За этим обычно следует заниженная самооценка, которая не может стать надёжной опорой в его дальнейшем развитии.

3. Пристыдить ребёнка проще, чем постараться вникнуть в истинные причины его плохого поведения
Поведенческий подход игнорирует то, что скрыто за внешними проявлениями. Чтобы разобраться, почему ребёнок совершает тот или иной поступок, нужно уметь правильно задавать вопросы, иметь желание выяснить настоящую причину, а также предложить приемлемый способ, который поможет выразить ребёнку его желания или чувства. Иногда придётся менять поведение и самим взрослым. Не удивительно, что вместо такого подробного разбора полётов, родители и прочие родственники часто выбирают способ «пристыжения».

4. Перенос ответственности за плохое поведение ребёнка на самого ребёнка
Это не взрослые не научили ребёнка правильно выражать свои требования, это ребёнок сам такой. Это взрослым стыдно за его поведение, а не ребёнок запутался, растерялся и не смог адекватно самовыразиться. Когда мы начинаем стыдить ребёнка, мы тут же разрываем с ним отношения и оставляем его самого справляться с той ситуацией, которая итак выбила у него почву из-под ног. Вместо нашей опоры и поддержки он принимает на себя большой пласт ответственности за собственное воспитание, с которым он ещё не в состоянии справиться в силу своего возраста.

5. Передышка для взрослого в моменты, которые не поддаются его контролю
Когда мы теряем кажущийся контроль над другим человеком, это всегда вызывает бурю эмоций, особенно, если мы считаем, что право на контроль нам дано по старшинству. Перепробовав методы угрозы и стыда, рассказав ребёнку, какой он такой-сякой, мы отряхиваем руки и остаёмся в сторонке в ожидании, что как волна нахлынула, так и отхлынет. Управлению процессом многие взрослые предпочитают демонстративное наблюдение. Чтобы в итоге можно было сказать, «вот видишь, теперь ты стал другим, и я снова готов с тобой общаться». При этом задача взрослого сводится к тому, чтобы просто держать себя в руках. Какие инструменты при этом использует ребёнок, чтобы восстановить собственное душевное равновесие, остаётся за рамками такого подхода.

К слову сказать, истинное чувство стыда формируется в ребёнке не под угрозой разрыва отношений со взрослыми, а из внутренней осознанности, продиктованной ценностями, усвоенными в процессе роста. Стыдно ходить без трусиков, не потому что бабушка стыдит, а потому что ребёнок сам дорос до возраста, когда формируются первые понятия интимности. Стыдно быть грубым со старшими не потому, что эти старшие могут обидеться и уйти, а потому что я люблю их этих старших, даже когда они меня стыдят, и не хочу делать им больно своими словами.
А если посмотреть под другим углом: ведь взрослые тоже делают больно ребёнку своим отторжением, когда стыдят и не принимают. Вот и получается, что воспитание из чувства стыда на самом деле учит ребёнка не правильному поведению, а даёт в его руки инструмент, который в итоге обернётся против самих же воспитателей. Манипуляции они такие.

пʼятницю, 17 лютого 2017 р.

Первая помощь при стрессе


Если случилась неожиданная стрессовая ситуация.
В жизни бывает всякое… Неожиданно на улице к ребенку подбежала огромная собака и забросила на него лапы; ребенок напугался манипуляций в поликлинике, что два часа был в истерике; «не так упал» с горки…. Да может произойти, что угодно.
Как помочь ребенку сбалансировать эмоции:

1. Не давать планшет и не ставить мультики. Многие родители считают, что раз ребенок «ушел в себя» и заигрался в электронную игру или опять сидит с открытым ртом перед телевизором, то все прошло и слава Богу. Нет, к сожалению, именно так забываются «триггерные» ситуации, которые и были пусковым крючком для начала психосоматики или каких либо неприятных проявлений в поведении ребенка.
Ребенок должен пережить эмоцию, а не подавить ее в себе и чтобы это произошло он должен быть включенным в реальность, а не виртуальный мир.

2. В день стресса не покупайте ребенку чего-то очень сильно отвлекающего и очень эмоционально яркого, не надо из одной крайности бросаться в другую. Детская психика слишком слаба для таких перепадов.

3. Включите ребенка в приготовление еды. Не важно – год вашему малютке или 14 лет, руки – это волшебная сила «мягкого успокоения», а приготовление еды, да еще с мамой – позитивная эмоция. Самый «работающий» вариант – выпечка домашнего печенья или торта. При таком раскладе гормоны стресса быстрее и аккуратнее заместятся положительными и ребенок мягко выйдет из состояния тревоги и не загонит эмоции вглубь себя.

4. Если ребенок хочет плакать – пусть плачет! Не в коем случае не говорите: «Да хватит плакать, какая ерунда». Таким образом обесцениваются чувства ребенка – это раз. Два – со слезами выходят гормоны стресса и мозг перезагружается. Не лишайте ребенка природного механизма защиты. Вы можете помочь «поплакать» ребенку - обнять, прижать к себе и сказать, как Вы его любите и замолчать, покачивая его из стороны в сторону в одном плавном и тихом ритме. Это запустит процесс торможения и успокоения.

5. Чем сильнее была стрессовая ситуация, тем больше необходимо создавать позитивных моментов через совместную деятельность. Игра, лепка, просмотр семейных фотографий, соревнования на машинках на пульте управления….

6. На протяжении 7-10 дней после сильной стрессовой ситуации, по вечерам перед сном, дайте возможность ребенку рисовать в ванне пальчиковыми красками. Каляки-маляки или что-то конкретное, это не имеет значения, ребенку важно выплеснуть эмоции. Иногда дети делают это минут по 30. Вы можете только наблюдать и заранее предупреждать, что пора купаться и в кровать. Это необходимо делать именно в ванной, что бы у ребенка не было границ его действий, чтобы он мог весь извозиться в этой краске и все вокруг перепачкать, а Вы не произнесете на это ни слова. Это выплеск неосознанных, непроработанных эмоций. Главное протестируйте пальчиковые краски на ванне заранее (!!!) на предмет смываемости, многие известные производители «грешат» говоря, что их краски не оставляют следов.

7. Как никогда важен ночной сон и режим! Именно во сне происходит основная «перезагрузка» и стабилизация гормонов. Не важно сколько лет Вашему ребенку – чтобы выйти из стресса в 21.00 уже необходимо уходить в сон.


четвер, 16 лютого 2017 р.

Медвежья услуга: когда ребенку помогать не надо?



Каждый день малыш сталкивается с целым рядом явлений, которые он не может понять и усвоить. Конечно, между счетом до трех и высшей математикой огромное расстояние, и никому не придет в голову обучать кроху решению интегралов. А вот между липучками и шнурками — расстояние небольшое. И если ребенок освоил манипуляции с застежками на обуви, то он вполне способен научиться завязывать и шнурки. Но здесь нужна помощь взрослого. Содействие в этом случае заключается в направлении детских движений, поддержке, похвале, работе над ошибками. Наконец, ваш малыш освоит эту «хитрую» науку, а значит, у него сместится зона ближайшего развития, так как часть от нее перейдет в актуальный уровень.
Но если вы будете делать что-то вместо ребенка, то это умение так и останется для него в зоне ближайшего развития. Только настоящая помощь взрослого способна вести малыша по индивидуальному пути развития.
Типичные ошибки родителей или те самые медвежьи услуги
Чаще всего с ошибками в оказании помощи мы сталкиваемся при поступлении ребенка в школу. Если начать порицать действия родителей, то в ответ можно услышать массу оправданий. И все-таки подобные ошибки — медвежьи услуги — наносят урон воспитанию.
В данной статье перечислены типичные медвежьи услуги. Возможно, кто-то из родителей узнает в них свои методы «помощи». Не спешите искать себе оправдание — лучше задумайтесь о последствиях.

Медвежья услуга
№ 1: Выполнять за ребенка домашнее задание

Это самое распространенное явление. Оно особенно актуально в начальной школе. Мама спешит с работы, садится рядом с ребенком и начинает диктовать ему готовое решение той или иной задачи. При этом, чтобы получалось лучше, она комментирует наклон буквы или красоту цифры. Нужно ли говорить, что малыш абсолютно не усваивает решение задачи, порядок арифметических действий, правило орфографии и др.? Перед ним стоит одна задача — четко выполнить указание мамы. Все остальное уходит на второй план.
Не пытайтесь оправдаться тем, что ребенок все делает сам, а вы только контролируете. Он выполняет задание под вашу диктовку, а значит, не проявляет самостоятельности.
И еще более непонятно выполнение заданий вместо ребенка. Родители пытаются оправдаться сложностью заданий, например, по природоведению. Но поверьте, если объяснить ребенку особенности строения глаза насекомых, то «нарисовать мир глазами кузнечика» становится для него элементарной задачкой.
Эта медвежья услуга не только не развивает в ребенке необходимые умения, но и учит его безответственности. Если вы не проконтролировали процесс — значит, и виноваты в плохих оценках будете вы. Таким образом, ребенок с малых лет учится перекладывать ответственность с себя на других.

Медвежья услуга № 2: Решать детские конфликты


Дети ссорятся в песочнице, во дворе, в классе. При этом часть детей добросовестно принимает удар по примирению на себя, а часть бежит к родителям. И вот разгневанная мама идет разбираться c обидчиками ребенка. Всем известно, что в любом конфликте виноваты обе стороны, но родители, вмешиваясь в конфликт, не слушают аргументы второй стороны, вынося «приговор» на основе собственных выводов. Если за другого ребенка также вступятся родители, то и вовсе становится неизбежным конфликт между взрослыми. Зачастую они вообще забывают о первопричине и раздувают вторичный глубокий конфликт.
Включение родителей в детские конфликты лишает малышей бесценного социального опыта. Да и само вмешательство вызывает у детей дискомфорт. Они вырастают неспособными вести себя дипломатично и чувствовать ответственность за собственное поведение. Говоря откровенно, из таких «птенцов» вырастают абсолютно беспомощные взрослые.

Медвежья услуга № 3: Бежать впереди «паровоза»


Это распространенное явление заключается в том, что родитель самостоятельно принимает все решения за ребенка. Некоторые мамы и папы еще до рождения малыша начинают грезить изобилием секций, кружков, дополнительных занятий. При этом родители даже не сомневаются, что их мнение полностью совпадет с детскими интересами.
Бывают ситуации, когда родители цепляются за любой детский интерес. Ребенок только предложил маме пойти на каток, а она тут же купила ему дорогие коньки, записала в секцию по фигурному катанию и предъявила ряд претензий, что дочь не хочет идти на занятия. «Мы для тебя делаем все!» — кричит мама. Но ведь, если быть честными, такие родители выдают собственные интересы за интересы ребенка.
В данном случае помощь может быть в поддержке, создании условий и не более того. И поддержать нужно только в том случае, если ребенок сам проявит интерес.

Медвежьи услуги приводят к глубоким последствиям в будущем:
безответственности;
инфантильности;
отсутствию навыков социального взаимодействия;
пробелам в знаниях.

Помощь ребенку — явление тонкое и щепетильное. Важно научиться действовать именно совместно, основываясь на имеющемся уровне развития. Только в этом случае вы будете содействовать развитию ребенка, а не тормозить его.